ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (XVIII–XX ВВ.)

Предпосылки зарождения профессионального образования

В IV-X веках появляются первые элементы будущей системы профессиональной подготовки. На данном этапе профессиям учили, в основном, внутри семей ремесленников в зависимости от рода деятельности (производство вещей
для продажи, ремесленные посады, династии, семейное ученичество).

В X-XI веках с зарождением феодального устройства и принятием христианства, приездом мастеров из Византии в подмастерья начинают брать талантливых детей
из других семей. В XV веке в стране появились первые иконописные школы (Феофан Грек, Андрей Рублев).
1

ПЕРВЫЙ ЭТАП

XVI — первая половина XIX в.

Возникновение различных форм профессионального обучения на ранних стадиях российской государственности, зарождение профессиональной школы и начало научного осмысления профессионального образования.
Появление профессиональных учебных заведений в России неразрывно связано с преобразованиями Петра I. Первые учебные заведения, предлагающие профессиональную подготовку, были открыты в стране
в начале XVIII века: это были «школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная и медицинская».

Созданные школы преследовали четкую цель — дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих.

Петр I, увидев уровень развития ремесел во время своего европейского путешествия, сделал выводы о необходимости внедрения в стране профильных учебных заведений.

В Санкт-Петербурге 14 января 1701 года открывается первая школа математических и навигационных наук. Именно 1701 год многими принято считать точкой отсчета истории системы отечественного профессионального образования.

Для обучения рабочим профессиям в созданные училища отбирались талантливые молодые люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Завершившие полный курс обучения получали квалификацию ученого мастера.

Наиболее востребованным направлением в профессиональных учебных заведениях было горнозаводское, что отвечало желанию государя сформировать в стране мощное металлургическое производство для создания конкурентного вооружения. Горнозаводские школы открываются при Петровском пушечно-литейном заводе, на Урале и Алтае.

Манифестом Александра I от 20 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в России вместо коллегий были образованы первые министерства, в том числе и Министерство народного просвещения, отвечающее за систему образования в стране. Одним из направлений его работы становится подготовка специалистов для государственной службы.

В мае 1804 года А. Б. Куракиным создается первое ремесленное училище в Чернигове. В 1830 году открылось аналогичное училище в Москве.

Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди.
Ж.-М. Натье, 1717
Подводя итоги первого этапа профессионально образования в России можно сделать следующие выводы:
● поставленные Петром I задачи были реализованы в полной мере. Страна смогла за достаточно короткий срок сформировать прослойку квалифицированных рабочих и служащих, знания и навыки которых отвечали требованиям той эпохи;

● в анализируемый исторический период еще не было термина «профессиональное образование», но уже были созданы предпосылки для его возникновения. Сама же система стала складываться только во второй половине ХIХ века после реформ Александра II, преобразивших экономическое и социальное лицо России.

Монета Банка России «Навигацкая школа» (3 рубля, серия «Наука»)
2

ВТОРОЙ ЭТАП

вторая половина XIX в. — 1917 г.

Со второй половины XIX века в российской промышленности происходят серьезные изменения: вслед за Европой в стране получает развитие крупное машинное производство, Россия вступает в период промышленной революции.

Данные изменения ставят перед рабочим классом новые требования. Возникает запрос на самые передовые знания и профессиональные умения. Существующие в тот период ремесленные училища не могли полноценно справиться с новыми вызовами. Руководство Российской Империи принимает решение провести перестройку системы профтеха.
Монета Банка России — Серия: 200-летие образования в России министерств. 25 рублей, реверс.

Ремесленное училище дореволюционнной России.
Основным достижением этого этапа становится трансформация сословного элитарного образования во всесословное, ориентированное на потребности экономики и общества.

В 1868 году
создается 9-ый особый отдел (постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию), который начал открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех слоев населения. В последней четверти XIX века в России открылось большое количество профессиональных учебных заведений, и в это же время Д.К. Советкиным разработана система производственного обучения, которая получает мировое признание.

В 1876 году при Путиловском заводе создается одно из первых профессиональных учебных заведений в Петербурге.

А в 1888 году в России впервые законодательно устанавливают единую систему профессионально-технических учебных заведений (средние технические училища, низшие технические училища, ремесленные училища). В этом же году Министр просвещения И.А. Вышеградский издает «Основные положения о промышленных училищах».

На рубеже XIX-XX веков драйвером развития профессионального образования становится Русское техническое общество. В 1916 году
П.Н. Игнатьев создает Совет по делам профессионального образования.
Поступательное развитие профессионального образования в период промышленного бума в России, формирование государственной системы профессиональных учебных заведений.
3

ТРЕТИЙ ЭТАП

1917–1940 гг.

Переустройство системы профессионального образования после Октябрьской революции и в годы становления советской экономики и промышленности.
Новая власть почти сразу озаботилась системой образования в стране и приложила огромные усилия для внедрения системы всеобщего бесплатного образования. Не обошли вниманием власти и систему профессионального образования.

Сразу после революции в стране среднее профобразование стало элементом системы народного образования. 5 июня 1918 года принимается Декрет Совета Народных Комисаров РСФСР «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств».

С 1917 по 1922 год новым руководством Советской России было разработано и внедрено более 20 законодательных актов по вопросам профобразования, что говорит о значимости подготовки квалифицированных кадров для нового руководства страны.

С целью унифицировать и контролировать всю систему образования в стране с 1919 года «управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главном комитете профессионально-технического образования при Народном комиссариате просвещения РСФСР».

В техникумах шла подготовка инженеров и помощников инженеров. Сроки учебы и планы приема были различными и зависели от потребностей отраслей в отдельных специальностях и сложности подготовки специалиста.

Школа фабрично-заводского ученичества при заводе резиновой обуви "Красный Богатырь". 1920 год. Ученики на занятиях.
Всего за указанный период в стране было организовано «1549 школ и училищ, где обучались более чем 400 профессиям и специальностям».
С 1920 года для работающей молодежи начала работу новая школа фабрично-заводского ученичества (4-летний срок обучения), контроль над ними был возложен также на Главное управление профессионально- технического образования. Вместе с указанными школами фабрично-заводского ученичества были внедрены и другие формы получения образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школы рабочих подростков и т. п.

В 1921 году их было 1350 – 67 тысяч учащихся. Руководство страны пыталось вовлечь все подрастающее поколение страны в новую систему профобразования.

В 1929 году произошла передача школ фабрично-заводского ученичества в подчинение наркоматов и ведомств. Это привело к тому, что в течение десяти лет (к 1939 году) профессиональные учебные заведения были перенесены в цехи базовых предприятий, упор в обучении был сдвинут на получение массовых рабочих специальностей.

Фабрично-заводское училище в депо Аткарск, 1932 г.
Постоянный рост числа промышленных предприятий, взятый страной курс на индустриализацию, потребовали качественного и количественного привлечения профессиональных специалистов, перестройки образования.
4

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

1940 – 1958 гг.

Создание и внедрение системы государственных трудовых резервов как вида профессионального образования, отобразившего централизованные директивы развития страны, и реорганизация системы подготовки профкадров.
Внедренная система фабрично-заводского ученичества должна была воспитать новый класс — народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, и дополнить техникумы и вузы страны. Однако ожидания руководства не оправдались, так как фабрично-заводское ученичество, сориентированное на подготовку рабочего-универсала, не соответствовало потребности непрерывно развивающейся промышленности.

В итоге 2 октября 1940 года в стране создается единая централизованная система профтехобразования и принимается Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения» для привлечения всех социальных слоев в систему профессионального обучения. В этом же году практически все школы фабрично-заводского ученичества были преобразованы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Машинисты электровозов на занятиях по технике безопасности. Казахстан. 1940 г.
Из бюджета страны на поддержание материально-технической базы системы трудовых резервов было выделено около 5 млрд рублей, предприятия передали в учебные заведения примерно 23 тыс. металлорежущих станков, что позволило в короткие сроки подготовить целое поколение рабочих-станочников, так необходимых стране в тот период.

О высокой популярности и доступности профобучения говорит тот факт, что в профессиональные училища в первый набор был подан 1 млн заявлений на 600 тыс. мест.

Для обеспечения учебных заведений Государственных трудовых резервов с 1940 по 1950 год советское руководство выделило свыше 36 млрд рублей. В 1940 году было создано 622 ремесленных училища на 308 тыс. учащихся, 122 железнодорожных училища — 37 тыс. учащихся и 806 школ ФЗО — 257 тыс. учащихся.

В мае 1941 года учебные заведения Государственных трудовых резервов выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, железнодорожного транспорта.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

1941– 1945 гг.

В годы войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2,5 млн молодых квалифицированных рабочих.
Всего за 1941–1958 годы система подготовки дала народному хозяйству СССР более 10 млн молодых квалифицированных рабочих. Преимущества централизованной системы подготовки рабочих кадров проявились уже в первые дни войны: оперативно удалось эвакуировать в восточные районы страны 344 училища, 219 школ ФЗО и сотни тысяч учащихся. Система трудовых резервов была единственной организованной опорой промышленности.

Ремесленное училище дореволюционнной России.
После войны шел количественный и качественный рост трудовых резервов. Промышленность оснащалась новой техникой, механизировались самые трудоемкие работы. Объем выпуска промышленной продукции увеличился втрое по сравнению с довоенным уровнем. Время требовало и большего числа рабочих, и одновременно рабочих новой квалификации. Необходимо было подготовить свыше 4,5 млн молодых рабочих. И система трудовых резервов спешно перестраивалась.

В 1946 году Главное управление трудовых резервов и Комитет по распределению рабочей силы были объединены в Министерство трудовых резервов, что дало возможность в одном государственном органе аккумулировать руководство подготовкой и распределением квалифицированных рабочих.
За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих по 360 профессиям.
Подводя итоги по данному периоду, следует сказать, что в стране сложилась четкая система профессионального образования, которая была ориентирована на нужды экономики страны и чутко реагировала на актуальные запросы различных сфер промышленности.
5

Пятый ЭТАП

1959–1990 гг.

Эволюция профобразования в стране в обстановке реформ 1960–1980-х годов, перестройка системы трудовых резервов в формат профессионального образования и переход к всеобщему профобразованию, создание научных центров профессионального образования.
За 1959–1963 годы школы фабрично-заводского обучения и профессионально-технические учебные заведения, основанные на системе Государственных трудовых резервов СССР, были реорганизованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности получаемой специальности — от 1 до 3 лет.

Учащиеся профессионально-технического училища. 1963 г.

Учащиеся Профессионально-технического училища проходят производственную практику в инструментальном цехе Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича.
В соответствии с заявками различных отраслей народного хозяйства увеличилась подготовка кадров по многим специальностям, что привело к открытию более 40 новых направлений подготовки.

К концу 60-х годов в стране была начата реорганизация профтехучилищ в средние профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые фокусировались на подготовке профессиональных рабочих на базе 8 классов. В последующие годы вместе с техническими училищами средние профессиональные учебные заведения стали базовым типом профессиональных образовательных учреждений по всей стране.
«В 1961/62 учебном году в стране было 3 416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн человек».
К началу 80-х годов в стране сформировалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства более чем по 500 специальностям. Сложившаяся система оперативно отвечала на запросы и потребности страны.

Профессионально-техническое училище № 27 при Подольском машиностроительном заводе имени Орджоникидзе (сейчас ГПУ № 27 им. Б. А. Папирова). Учащиеся на занятии в классе вычислительной техники. 1987 г.

В 1987 году Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР профессионально-техническая система, как самостоятельная отрасль, была ликвидирована. Все училища вошли в состав Министерства общего образования. Система во многом утратила свою самостоятельность, а с ней и значимость. С ликвидацией «Госпрофобра» снизилось и финансирование профтеха.

В 1991 году в нашей стране произошли серьезные изменения. Поменялся политический строй, стала формироваться рыночная экономика, были объявлены новые демократические ценности, согласно которым должно было реформироваться все общество. Случилось полное изменение запроса на квалификации, появились новые профессии. Начал складываться новый рынок труда. Существенные изменения затронули и систему профессионального образования.
6

шестой ЭТАП

Регионализация системы профессионального образования

В 1990-е годы, согласно данным государственной статистики, сокращалось количество образовательных учреждений СПО и НПО. Значительно уменьшилась численность мест для подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Больше всего пострадали профессионально-технические училища, которые сократили на треть прием студентов. Социально-экономическая ситуация в стране обострялась, предприятия терпели убытки, многие были ликвидированы, наблюдался высокий рост инфляции. Более 80% предприятий ощутили на себе разгосударствление экономики, которое поставило их в условия жесткой конкуренции и сокращения затрат. Предприятия свели к минимуму затраты на обучение сотрудников, а взаимодействие с организациями среднего профессионального образования утратило свою прежнюю силу. Привлечение высококвалифицированного работника стало намного выгоднее, чем подготовка молодых специалистов. Тем самым, в этот период, мы наблюдаем разрушение централизованного планирования потребности экономики в кадрах и их подготовке.

Раннее существующая система управления профессиональным образованием, основанная на отраслевых принципах, стала неэффективна. В начале 90-х гг. полномочия федеральных министерств и ведомств сократились до нормативно-правового регулирования в соответствующих секторах экономики. Данные изменения отразились на ведомственных образовательных учреждениях, деятельность которых более не входила в полномочия органов исполнительной власти. Данные изменения стали серьезным вызовом к системе профессионального образования.

На занятиях в подольском профессиональном училище №27, которое организовано при машиностроительном заводе имени Серго Орджоникидзе.
Важным этапом трансформации становится принятие 10 июля 1992 года Федерального закона № 3266-1 «Об образовании», который определил порядок дальнейшего функционирования системы образования в новой России. С этого момента система профессионально-технического и среднего специального образования постепенно начинает переходить в стадию регионализации, где главной своей задачей становится ориентация на рынок труда и запросы экономики региона. Правовые основы регионализации образования были прописаны в Федеральном договоре от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Переход системы НПО – СПО в подчинение регионов был реализован в несколько этапов.

В 1996 году было принято решение о проведении эксперимента по становлению 19 субъектов Российской Федерации учредителями организаций начального профессионального образования, расположенных на их территории.

В 2002-2004 гг. регионализация НПО и СПО охватила все субъекты Российской Федерации. Начинается становление двухуровневой системы профессионального образования, регламентируемой Федеральным законом от 04 июля 2003 года № 95-ФЗ, который определял финансирование организаций СПО и НПО за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Правительством РФ был утвержден Перечень учреждений СПО и НПО, которые сохранили федеральное подчинение.

В 2008-2012 гг.
состоялся заключительный этап регионализации профтеха, ознаменовав завершение реформы системы управления профессиональным образованием, которая началась в начале 90-х гг. С этого момента федеральные органы государственной власти регламентировали государственную политику в сфере СПО, утверждение ФГОС, реализацию государственных целевых программ, установление перечня профессий и специальностей. Субъекты РФ отвечают за перспективы развития региональных систем СПО, реорганизации сети образовательных организаций, вопросы финансирования и административно-правового регулирования.
7

cедьмой ЭТАП

Молодые профессионалы

С завершением перехода к регионализации ключевым инструментом развития становятся государственные целевые программы. Федеральные целевые программы стали выполнять роль «бюджета развития» для системы СПО в Российской Федерации. Появляются новые институты развития (АСИ, Ворлдскиллс Россия), целью которых становится дальнейшая реформа профтеха.

Учащийся во время занятий в структурном подразделении среднего профессионального образования на базе Челябинского института путей сообщения (ЧИПС).

Участники II национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2015 в компетенции "Промышленная робототехника".
В 2015 году были созданы Межрегиональные центры компетенций (МЦК), основной целью которых была подготовка национальной сборной для участия в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills. На уровне субъектов данную задачу выполняли Специализированные центры компетенций (СЦК). В этом же году начал реализацию проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», который выявлял минимальный набор условий, по которым региональные организации СПО начали свое развитие.

В 2016 году была создана Академия Ворлдскиллс, основанная для обучения преподавателей образовательных организаций с учетом стандартов Ворлдскиллс, а также подготовки экспертов с правом проведения чемпионатов и оценки демонстрационного экзамена.

В 2017 году в организациях СПО начинается проведение государственной итоговой аттестации с применением демонстрационного экзамена. Внедрение демоэкзамена позволило унифицировать содержательные требования, предъявляемые к выпускникам СПО.

В 2018 году вышел Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Свердловскую область от 6 марта 2018 г. N Пр-580, который стал отправной точкой реализации мероприятий по оснащению материально-технической базы организаций среднего профессионального образования. Начало создания мастерских было положено в 2018 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по оснащению современным оборудованием колледжей и техникумов по одной из компетенций. В 2019 году в рамках национального проекта «Образование», федерального проекта «Молодые профессионалы» было принято решение о создании 5000 мастерских.
В мае 2012 года в рамках Генеральной ассамблеи WorldSkills International Россия стала 60-м членом движения. Организации среднего профессионального образования начали подготовку студентов к участию в мировых и европейских чемпионатах WorldSkills. В 2019 году Международный чемпионат WorldSkills Championship прошел в г. Казани, Республика Татарстан. Подготовка к участию в чемпионате стала драйвером обновления материально-технической базы организаций системы профессионального образования, постоянного обновления знаний педагогических кадров и вовлечения молодых людей в освоение современными, высокотехнологичными (DigitalSkills) и перспективными (FutureSkills) профессиями. Одной из целей WorldSkills является популяризации рабочих профессий.

В 2014 году началось развитие инклюзивного образования и движения Абилимпикс.

В соответствии с приказом Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 года «Об утверждении перечня 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» появились 44 ФГОС. Запущен процесс по дальнейшей актуализации ФГОС по макету ТОП-50.
По итогам 2020 года будет создано более 1500 мастерских, современной материально-технической базой будут оснащены более половины организаций среднего профессионального образования.
В 2019 году в стране начали создаваться центры опережающей профессиональной подготовки, площадки-агрегаторы профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным новым и перспективным профессиям.
В 2009-2014 гг. был реализован эксперимент по внедрению программы прикладного бакалавриата. Особое внимание при формировании программ прикладного бакалавриата уделялось привлечению к их разработке и реализации предприятий. С 2013 года программы прикладного бакалавриата стали относить исключительно к системе высшего образования.
В 2010 году впервые в России в системе профессионального образования была применена модель дуального образования (ООО «Фольксваген Груп Рус» и Калужский колледж информационных технологий и управления, программа «Мехатроника»). Модель дуального образования была опробована в 13 субъектах Российской Федерации. В 2015 году вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации, предусматривающее постепенное введение практико-ориентированной модели обучения в организациях СПО.
Начиная с 2011 года, организации СПО становятся активными участниками производственно-образовательных кластеров, которые направлены на кадровое обеспечение отраслей, влияющих на рост ВРП и отвечающих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики страны. Такая модель больше подходила крупным предприятиям индустриального сектора и не была ориентирована на малый бизнес и инновационные производства.
В 2007-2010 гг. начали появляться инновационные образовательные программы для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для высокотехнологичных производств. Активно наблюдался процесс обновления перечней профессиональных компетенций с учетом изменяющихся производственных технологий. Началась реализация краткосрочных программ профессиональной подготовки под запрос работодателей. Повсеместно в образовательных организациях внедряются современные формы и методы профессионального обучения и образования. Организации СПО все чаще начинают использовать модель государственно-частного партнерства в своей деятельности при реализации партнерских отношений между образовательной организацией и производством.